Натиск столицы мира оказался сильней, и началась смысловая смена определений. (Во многих статьях того времени, когда шел раздел, дип и гараж хаус упоминались через слеш — deep/garage house.) Некогда неопределенный в рамках вокальный (его еще называют соулфульным — soulful — задушевный, проникновенный) хаус обрел имя, лейблы и поддержку коллег по цеху. Некогда существовавший в андерграунде настоящий дип хаус (который, получается, жил в поддельном) достался музыкантам, что изначально продвигали его инструментальное звучание; и уже к ‘91—92 годам он становится самостоятельным поджанром, с характерными особенностями, по которым узнается и сегодня.
Стилистически дип хаус инструментален. Вокал используется, но очень редко — зачастую в ход идут фрагменты а капелл, взятых с других пластинок, или готовые (и многим известные) голосовые семплы. Все-такив дип хаусе музыка важнее, чем соулфульные напевы (когда как в родственном ему гараж хаусе все наоборот). Долгое время, кстати, работала схема: все, что со словами — автоматически зачислялось в гараж хаус. Потому как чистых дип хаус треков, выполненных по канонам стиля (с присущей ему сладкой меланхоличностью, сдержанностью и умением записать и свести вокал так, чтобы он не перекрывал музыкальное сопровождение, а был, скорее, его дополнением), не так уж много. Одно из приятных исключений — девятиминутный ремикс Кевина Йоста на Five fathoms. Притом, что оригинал композиции ничуть не уступает в глубине ее обработке.
Дип хаусу свойственна мягкость звучания: равномерный бит холодногобас-барабана умеренно приправляют дополнительной перкуссией; углы ударных закруглены — ритм плавный (часто встречаются формулировки, вроде human touch — прикосновение человека, словно доказывая звукорядом, что эта музыка и вправду создана для людей; она не синтетична, а сентиментальна; обладает какой-то плотностью и даже материальна). Басовая партия скрывается за ударными, однако ее присутствие вполне ощутимо. На переднем плане — теплые клавишные переливы: иногда расплывчатые, а иногда (от трека к треку) отрывисто звучащие. В дип хаусе, в качестве клавишных, часто используют аналоги стареньких, но очаровательных разновидностей электромеханических пианино Фендер Родс и Вурлитцер, а также массивного электрооргана Хаммонда. Для усиления присутствия джазовой атмосферы добавляют эффект мгновенного перетекания звука из одного канала в другой (часто не очень заметный).
Хотя сам дип хаус в отношении эффектов аскетичен. Музыкальные специалисты говорят о довольствовании малым — стремлении небольшим набором выразительных средств создать композицию, в которой бы все элементы гармонично бы сливались в одном потоке, создавая плавный грув (или, если выражаться проще — нужный кач). Что не возбраняется — использовать эффекты эха и реверберации. Мастерское их применение придает треку глубокое пространственное звучание. Особенно это касается главного двигательного мотива, который словно закрыт густой туманной дымкой. Часто эмуляторы электромеханических пианино и электроорганов отходят на второй план, отдавая первенство сладким партиям флейты, саксофона или иным духовым инструментам, присущих джазовому оркестру.
Само же ощущение глубины во многих композициях сравнимо с каплями акварели, растворяющихся в воде. Звуки в дип хаус треках кажутся не кристально чистыми, а немного замутненными; и они не стремятся вверх, а уходят вниз, вглубь. Спектральный анализатор наоборот.
На сегодняшний день дип хаус успешно коммерциализировался и больше не является баловством двух десятков средних по величине музиздательств. Как было сказано выше, слово deep многообъемно и каждый лейбл определяет для себя сам: что же для него значит этот термин и что под этим определением выпускать. Зачастую, получаются релизы похожие на одноименную компиляцию 20-летней давности. В них меланхоличные вокальные композиции с рассказом о сокровенном. Однако если постараться, то можно найти и прелестный дип хаус старой школы.